Федеральная инновационная площадка
«Проектно-сетевой институт инновационного образования»
1.Актуальность проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования» раскрывается в трех взаимосвязанных аспектах. Первый аспект обусловлен социальной значимостью идеи универсальности человека и фактора профессионализма в условиях модернизации российского образования. Ведущими механизмами становления педагога-профессионала являются рефлексивные технологии управления в сфере образования. Второй аспект связан с необходимостью разработки нового качества и нового содержания образования. Построение качественно новых единиц содержания и условий научно-методического сопровождения процесса становления педагога-инноватора требует развития институциональных форм продуктивной инновационной деятельности в региональной системе образования. В рамках третьего аспекта предполагается создание инновационных моделей организации повышения квалификации педагогических и руководящих кадров на муниципальном и региональном уровнях.
2. Цель проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования»: создание нового типа сетевой образовательной институции, представляющей собой высшую форму соорганизации субъектов инновационной деятельности в региональной системе образования.
«Проектно-сетевой институт инновационного образования» - особый тип образовательной институции как системно-сетевая организация развивающегося пространства инновационного образования, способная быстро, эффективно распространять корпоративное знание по горизонтали (в отличие от вертикально-иерархических структур) на основе новых технологий социальной коммуникации и проектно-деятельностной кооперации; проектно-сетевой механизм социокультурного прорыва в инновационное пространство отечественного образования, реализующий четыре линии инновационного развития:
образовательное учреждение как «элементарная единица» сетевой образовательной институции, имеющая собственную концепцию и программу инновационного развития;
локальная образовательная сеть, создаваемая по принципу территориальной общности или общности предмета (проблемы);
межрегиональный сетевой комплекс, включающий сообщества «авторских школ», различные образовательные ассоциации, сеть региональных экспериментальных площадок, лаборатории, отделы, центры и т.д.;
федеральный сетевой инфраструктурный комплекс, состоящий из открытых сетевых институтов и университетов, федеральных экспериментальных и инновационных площадок и др.
3. Задачи проекта:
Создание открытой корпоративной модели проектно-сетевого института инновационного образования.
Разработка концепции проектно-ориентированного типа содержания инновационного образования.
Разработка и внедрение персонифицированной модели повышения квалификации специалистов сферы образования.
Разработка и внедрение новых механизмов управления и регулирования инновационной деятельностью.
Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация инновационного педагогического опыта.
4. «Дорожная карта» реализации проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования»
№ п/п |
Направление деятельности |
Сетевые события |
Сроки реализации |
Конечные продукты деятельности субъектов сетевого проекта |
Первый этап: теоретико-проектировочный (сентябрь 2011 г. – август 2013г.) |
1 |
Создание открытой корпоративной модели проектно-сетевого института инновационного образования |
1.Система проблемно-проектных семинаров. 2.Рабочие совещания разработчиков проекта. |
сентябрь 2011-январь 2012 |
1.Общий методологический тезаурус.
2.Аналитическая справка «проблемного поля» инновационного развития. 3.Программа и план мероприятий и семинаров. 4.Модель сайта сети и странички каждого участника проекта. |
2 |
Разработка концепции проектно-ориентированного типа содержания инновационного образования |
1. Игровое моделирование 2. Проблемно-проектный семинар |
январь 2012-июнь 2012 |
1. Концептуальная модель нового типа содержания.
2. Организационно-деятельностная матрица программ, основанных на новом типе содержания. |
3 |
Разработка и внедрение персонифицированной модели повышения квалификации специалистов сферы образования. |
1. Проблемно-проектный семинар 2. Вебинары |
сентябрь 2012 – июнь 2013 |
1. Нормативно-деятельностный стандарт нового педагогического профессионализма. |
4 |
Разработка и внедрение новых механизмов управления и регулирования инновационной деятельностью |
1. Региональный Круглый стол по проблемам организации и управления инновационными процессами
2. Вебинары. 3. Сетевые школы управления. |
январь 2012 – декабрь 2013 |
1. Нормативная база проектно-сетевого института инновационного образования как автономной некоммерческой образовательной организации. 2. Соглашения, регламенты, договора по организации сетевого управления деятельностью проектно-сетевого института инновационного образования. |
5 |
Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация инновационного педагогического опыта. |
1. Региональный методологический семинар по экспертной деятельности в образовании. 2. Открытое заседание РСЭС |
август 2013 – декабрь 2013 |
1. Положение о межрегиональном сетевом экспертном совете. 2. Критериальная база проведения экспертизы проектных инициатив. |
Второй этап: конструкторско-внедренческий (сентябрь 2013 г. – август 2015г.) |
1 |
Разработка концепции проектно-ориентированного типа содержания инновационного образования. |
1. Обучающие семинары. 2. Работа проектных групп. 3. Работа стратегических команд |
сентябрь 2013 – июнь 2015 |
1. Корпоративные базы данных. 2. Практико-ориентированная коллективная монография. 3. Сборник научно-педагогических разработок |
2 |
Разработка и внедрение персонифицированной модели повышения квалификации специалистов сферы образования. |
1. Построение горизонтальных самоорганизующихся сетей и самообучающихся организаций. 2. Построение индивидуальных траекторий профессионального развития и саморазвития. |
сентябрь 2013 – сентябрь 2014 |
1. Организационно-проектная программа профессионального развития педагогов. |
3 |
Разработка и внедрение новых механизмов управления и регулирования инновационной деятельностью. |
Проектно-деятельностная кооперация участников сетевого проекта. |
сентябрь 2014 – июнь 2015 |
1. Положение о проектно-деятельностной кооперации. 2. Положение о проектной группе образовательной организации. 3. Положение об инновационном ресурсном центре. |
4 |
Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация инновационного педагогического опыта |
1 Проектные мастер-классы по технологиям инновационного образования. 2. Нижегородский образовательный Интернет-форум проектных инициатив. |
январь 2015 – июнь 2015 |
1. Программы проектных мастер-классов и образовательного Интернет-форума. 2. Положения и программы деятельности экспериментальных, тьюторских, стажерских площадок. |
Третий этап: рефлексивно-обобщающий (сентябрь 2015 г. – август 2016г.) |
1 |
Внедрение открытой корпоративной модели проектно-сетевого института инновационного образования |
1. Рефлексивно-методологические семинары. 2. Панельная дискуссия. 3. Веб-стенды. |
сентябрь 2015 – июнь 2016 |
1. Научные, научно-методические, учебно-методические труды и разработки. 2. Корпоративная эпистемотека проектно-сетевого института инновационного образования. |
2 |
Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация инновационного педагогического опыта |
1. Корпоративное обучение экспертных групп. 2. Семинары, совещания МСЭС, фестивали и др. |
январь 2016 – август 2016 |
1. Программы корпоративного обучения экспертов. 2. Программы организации мероприятий: ярмарки, фестивали и т.д. |
5. Дорожная карта как алгоритм реализации проекта ФИП (2012) «Проектно-сетевой институт инновационного образования»
Задача «Рефлексивно-методологический анализ, стратегия ресурсного (сетевого) управления образовательными инновациями»
Тип продукта |
Сроки готовности |
Способ апробации и внедрения |
Событие |
Аналитическая справка (Аналитическая справка содержит "проблемное поле" инновационного развития образовательного учреждения) |
февраль – март 2012 |
Научный отчет (раздел инновационного предложения) |
Проблемно-проектный семинар (26 декабря 2011, 12 января, 6 марта 2012) |
Программа и план мероприятий (сборник инновационных предложений образовательных учреждений) |
февраль – март 2012 |
Программа включает систему проблемно-проектных семинаров и рабочих интернет-совещаний |
Включение в план научно-исследовательской и проектной деятельности ГБОУ ДПО НИРО (стр. 21, 22, 24, 34, 36) |
Методологический тезаурус (в нем раскрывается категория "проектно-сетевой институт инновационного образования" и ее основные понятия в рамках инновационного предложения) |
февраль – март 2012 |
Публикация |
Презентация сборника инновационного проекта и проектных инициатив |
Концепция "Школы гуманитарных антропопрактик" (осуществляется построение антропопрактик как новых форм соорганизации субъектов инновационной деятельности) |
февраль – март 2012 |
Реализация метапроекта "Школа гуманитарных антропопрактик" |
Авторский семинар В.И. Слободчикова Презентационный видеоролик «Школа гуманитарных антропопрактик») |
Задача «Концептуализация и типологизация тематических концентров корпоративного знания проектно-сетевого института»
Тип продукта |
Сроки готовности |
Способ апробации и внедрения |
Событие |
Концептуальная модель нового типа содержания (Проектно-ориентированный тип содержания, включающий проектно-инструментальное управленческое знание, обеспечивающее переход от теоретического знания к проектно-позиционному корпоративному знанию) |
Июнь 2012 |
Реализация метапроекта "Проектно-ориентированное содержание образования", метапроекта "Корпоративная эпистемотека", метапроекта "Инновационная дидактика" |
Мастер-классы школ, входящих в указанные метапроекты (август-октябрь) МБОУ СОШ № 10 г. Павлова; МБОУ СОШ № 3 г. Кулебаки; МБОУ Лицей № 165 им. 65-летия «ГАЗ» |
Программа (Организационно-деятельностная матрица программы включает: программу развития, программу управления, образовательную программу и др.) |
Июнь-июль 2012 |
Матрица программы деятельности проектно-сетевого института инновационного образования |
Корпоративное обучение педагогов на базе стажерских площадок ГБОУ ДПО НИРО |
В состав Федеральной инновационной площадки
«Проектно-сетевого института инновационного образования» входят следующие образовательные учреждения Нижегородской области:
1. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей № 87 им. Л.И. Новиковой г. Нижнего Новгорода |
Кулёва Светлана Викторовна |
2. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №15 имени академика Юлия Борисовича Харитона» г. Сарова Нижегородской области |
Шемякина Валентина Ильинична |
3. Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей-интернат «Центр одаренных детей» Нижегородской области |
Чапрак Игорь Аркадьевич |
4. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей № 21 г. Дзержинска Нижегородской области |
Каргина Наталия Николаевна |
5. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей № 28 имени академика Б.А. Королева г. Нижнего Новгорода |
Ермилова Ольга Александровна |
6. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей №165 им. 65-летия «ГАЗ» г. Нижнего Новгорода |
Созинова Наталья Владимировна |
7. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей № 8 г. Нижнего Новгорода |
Ярцева Ирина Николаевна |
8. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей № 38 г. Нижнего Новгорода |
Кучерова Ирина Дмитриевна |
9. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 14 г. Выксы Нижегородской области |
Клипова Светлана Сергеевна |
10. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №17 г. Нижнего Новгорода |
Кочкина Татьяна Михайловна |
11. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия №50 г. Нижнего Новгорода |
Тангалычев Рашид Халимович |
12. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 38» г. Дзержинска Нижегородской области |
Бородачев Александр Васильевич |
13. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №13 г. Нижнего Новгорода |
Анищенко Наталья Анатольевна |
14. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия имени А.С. Пушкина г. Нижнего Новгорода |
Калмыкова Татьяна Владимировна |
15. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 85 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнего Новгорода |
Ермакова Татьяна Викторовна |
16. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов г. Кстово Нижегородской области |
Гашкова Светлана Николаевна |
17. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 91 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнего Новгорода |
Богданов Игорь Михайлович |
18. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 44 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнего Новгорода |
Булатова Елена Евгеньевна |
19. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнего Новгорода |
Малинин Валерий Анатольевич |
20. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Дзержинска Нижегородской области |
Стрежнева Зинаида Алексеевна |
21. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Пильнинская средняя общеобразовательная школа №2 им. А.С. Пушкина Пильнинского района Нижегородской области |
Канчерова Маргарита Васильевна |
22. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Павлово Нижегородской области |
Сачкова Любовь Александровна |
23. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Лысково Нижегородской области |
Турлаев Геннадий Иванович |
24. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 г. Выксы Нижегородской области |
Лебедева Людмила Васильевна |
25. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Кулебаки Нижегородской области |
Смоленченко Нина Николаевна |
26. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Кисловская средняя общеобразовательная школа Лысковского района Нижегородской области |
Гришина Светлана Сергеевна |
27. Муниципальное образовательное учреждение Большемакателемская средняя общеобразовательная школа Первомайского района Нижегородской области |
Горбунова Любовь Михайловна |