Федеральная инновационная площадка
«Проектно-сетевой институт инновационного образования»
1.Актуальность проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования» раскрывается в трех взаимосвязанных аспектах. Первый аспект обусловлен социальной значимостью идеи универсальности человека и фактора профессионализма в условиях модернизации российского образования. Ведущими механизмами становления педагога-профессионала являются рефлексивные технологии управления в сфере образования. Второй аспект связан с необходимостью разработки нового качества и нового содержания образования. Построение качественно новых единиц содержания и условий научно-методического сопровождения процесса становления педагога-инноватора требует развития институциональных форм продуктивной инновационной деятельности в региональной системе образования. В рамках третьего аспекта предполагается создание инновационных моделей организации повышения квалификации педагогических и руководящих кадров на муниципальном и региональном уровнях.
2. Цель проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования»: создание нового типа сетевой образовательной институции, представляющей собой высшую форму соорганизации субъектов инновационной деятельности в региональной системе образования.
«Проектно-сетевой институт инновационного образования» - особый тип образовательной институции как системно-сетевая организация развивающегося пространства инновационного образования, способная быстро, эффективно распространять корпоративное знание по горизонтали (в отличие от вертикально-иерархических структур) на основе новых технологий социальной коммуникации и проектно-деятельностной кооперации; проектно-сетевой механизм социокультурного прорыва в инновационное пространство отечественного образования, реализующий четыре линии инновационного развития:
образовательное учреждение как «элементарная единица» сетевой образовательной институции, имеющая собственную концепцию и программу инновационного развития;
локальная образовательная сеть, создаваемая по принципу территориальной общности или общности предмета (проблемы);
межрегиональный сетевой комплекс, включающий сообщества «авторских школ», различные образовательные ассоциации, сеть региональных экспериментальных площадок, лаборатории, отделы, центры и т.д.;
федеральный сетевой инфраструктурный комплекс, состоящий из открытых сетевых институтов и университетов, федеральных экспериментальных и инновационных площадок и др.
3. Задачи проекта:
Создание открытой корпоративной модели проектно-сетевого института инновационного образования.
Разработка концепции проектно-ориентированного типа содержания инновационного образования.
Разработка и внедрение персонифицированной модели повышения квалификации специалистов сферы образования.
Разработка и внедрение новых механизмов управления и регулирования инновационной деятельностью.
Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация инновационного педагогического опыта.
4. «Дорожная карта» реализации проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования»
№ п/п | Направление деятельности | Сетевые события | Сроки реализации | Конечные продукты деятельности субъектов сетевого проекта |
Первый этап: теоретико-проектировочный (сентябрь 2011 г. – август 2013г.) | ||||
1 | Создание открытой корпоративной модели проектно-сетевого института инновационного образования |
1.Система проблемно-проектных семинаров. |
сентябрь 2011-январь 2012 | 1.Общий методологический тезаурус.
2.Аналитическая справка «проблемного поля» инновационного развития. |
2 | Разработка концепции проектно-ориентированного типа содержания инновационного образования | 1. Игровое моделирование 2. Проблемно-проектный семинар |
январь 2012-июнь 2012 | 1. Концептуальная модель нового типа содержания. 2. Организационно-деятельностная матрица программ, основанных на новом типе содержания. |
3 | Разработка и внедрение персонифицированной модели повышения квалификации специалистов сферы образования. |
1. Проблемно-проектный семинар |
сентябрь 2012 – июнь 2013 | 1. Нормативно-деятельностный стандарт нового педагогического профессионализма. |
4 | Разработка и внедрение новых механизмов управления и регулирования инновационной деятельностью | 1. Региональный Круглый стол по проблемам организации и управления инновационными процессами 2. Вебинары. |
январь 2012 – декабрь 2013 |
1. Нормативная база проектно-сетевого института инновационного образования как автономной некоммерческой образовательной организации. |
5 | Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация инновационного педагогического опыта. |
1. Региональный методологический семинар по экспертной деятельности в образовании. |
август 2013 – декабрь 2013 |
1. Положение о межрегиональном сетевом экспертном совете. |
Второй этап: конструкторско-внедренческий (сентябрь 2013 г. – август 2015г.) | ||||
1 | Разработка концепции проектно-ориентированного типа содержания инновационного образования. |
1. Обучающие семинары. |
сентябрь 2013 – июнь 2015 |
1. Корпоративные базы данных. |
2 | Разработка и внедрение персонифицированной модели повышения квалификации специалистов сферы образования. |
1. Построение горизонтальных самоорганизующихся сетей и самообучающихся организаций. |
сентябрь 2013 – сентябрь 2014 | 1. Организационно-проектная программа профессионального развития педагогов. |
3 | Разработка и внедрение новых механизмов управления и регулирования инновационной деятельностью. | Проектно-деятельностная кооперация участников сетевого проекта. | сентябрь 2014 – июнь 2015 |
1. Положение о проектно-деятельностной кооперации. |
4 | Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация инновационного педагогического опыта |
1 Проектные мастер-классы по технологиям инновационного образования. |
январь 2015 – июнь 2015 |
1. Программы проектных мастер-классов и образовательного Интернет-форума. |
Третий этап: рефлексивно-обобщающий (сентябрь 2015 г. – август 2016г.) | ||||
1 | Внедрение открытой корпоративной модели проектно-сетевого института инновационного образования |
1. Рефлексивно-методологические семинары. |
сентябрь 2015 – июнь 2016 |
1. Научные, научно-методические, учебно-методические труды и разработки. |
2 | Организация, экспонирование, экспертиза и диссеминация инновационного педагогического опыта |
1. Корпоративное обучение экспертных групп. |
январь 2016 – август 2016 |
1. Программы корпоративного обучения экспертов. |
5. Дорожная карта как алгоритм реализации проекта ФИП (2012) «Проектно-сетевой институт инновационного образования»
Задача «Рефлексивно-методологический анализ, стратегия ресурсного (сетевого) управления образовательными инновациями»
Тип продукта | Сроки готовности | Способ апробации и внедрения | Событие |
Аналитическая справка (Аналитическая справка содержит "проблемное поле" инновационного развития образовательного учреждения) |
февраль – март 2012 | Научный отчет (раздел инновационного предложения) |
Проблемно-проектный семинар (26 декабря 2011, 12 января, 6 марта 2012) |
Программа и план мероприятий (сборник инновационных предложений образовательных учреждений) |
февраль – март 2012 | Программа включает систему проблемно-проектных семинаров и рабочих интернет-совещаний | Включение в план научно-исследовательской и проектной деятельности ГБОУ ДПО НИРО (стр. 21, 22, 24, 34, 36) |
Методологический тезаурус (в нем раскрывается категория "проектно-сетевой институт инновационного образования" и ее основные понятия в рамках инновационного предложения) |
февраль – март 2012 | Публикация | Презентация сборника инновационного проекта и проектных инициатив |
Концепция "Школы гуманитарных антропопрактик" (осуществляется построение антропопрактик как новых форм соорганизации субъектов инновационной деятельности) | февраль – март 2012 | Реализация метапроекта "Школа гуманитарных антропопрактик" |
Авторский семинар |
Задача «Концептуализация и типологизация тематических концентров корпоративного знания проектно-сетевого института»
Тип продукта | Сроки готовности | Способ апробации и внедрения | Событие |
Концептуальная модель нового типа содержания |
Июнь 2012 |
Реализация |
Мастер-классы школ, входящих в указанные метапроекты (август-октябрь) |
Программа (Организационно-деятельностная матрица программы включает: программу развития, программу управления, образовательную программу и др.) | Июнь-июль 2012 | Матрица программы деятельности проектно-сетевого института инновационного образования | Корпоративное обучение педагогов на базе стажерских площадок ГБОУ ДПО НИРО |
В состав Федеральной инновационной площадки
«Проектно-сетевого института инновационного образования» входят следующие образовательные учреждения Нижегородской области:
1. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей № 87 им. Л.И. Новиковой г. Нижнего Новгорода | Кулёва Светлана Викторовна |
2. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №15 имени академика Юлия Борисовича Харитона» г. Сарова Нижегородской области |
Шемякина Валентина Ильинична |
3. Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей-интернат «Центр одаренных детей» Нижегородской области | Чапрак Игорь Аркадьевич |
4. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей № 21 г. Дзержинска Нижегородской области | Каргина Наталия Николаевна |
5. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей № 28 имени академика Б.А. Королева г. Нижнего Новгорода | Ермилова Ольга Александровна |
6. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей №165 им. 65-летия «ГАЗ» г. Нижнего Новгорода | Созинова Наталья Владимировна |
7. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей № 8 г. Нижнего Новгорода | Ярцева Ирина Николаевна |
8. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей № 38 г. Нижнего Новгорода | Кучерова Ирина Дмитриевна |
9. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 14 г. Выксы Нижегородской области | Клипова Светлана Сергеевна |
10. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №17 г. Нижнего Новгорода | Кочкина Татьяна Михайловна |
11. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия №50 г. Нижнего Новгорода | Тангалычев Рашид Халимович |
12. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 38» г. Дзержинска Нижегородской области | Бородачев Александр Васильевич |
13. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №13 г. Нижнего Новгорода | Анищенко Наталья Анатольевна |
14. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия имени А.С. Пушкина г. Нижнего Новгорода | Калмыкова Татьяна Владимировна |
15. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 85 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнего Новгорода | Ермакова Татьяна Викторовна |
16. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов г. Кстово Нижегородской области | Гашкова Светлана Николаевна |
17. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 91 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнего Новгорода | Богданов Игорь Михайлович |
18. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 44 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнего Новгорода | Булатова Елена Евгеньевна |
19. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнего Новгорода | Малинин Валерий Анатольевич |
20. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Дзержинска Нижегородской области | Стрежнева Зинаида Алексеевна |
21. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Пильнинская средняя общеобразовательная школа №2 им. А.С. Пушкина Пильнинского района Нижегородской области | Канчерова Маргарита Васильевна |
22. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Павлово Нижегородской области | Сачкова Любовь Александровна |
23. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Лысково Нижегородской области | Турлаев Геннадий Иванович |
24. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 г. Выксы Нижегородской области | Лебедева Людмила Васильевна |
25. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Кулебаки Нижегородской области | Смоленченко Нина Николаевна |
26. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Кисловская средняя общеобразовательная школа Лысковского района Нижегородской области | Гришина Светлана Сергеевна |
27. Муниципальное образовательное учреждение Большемакателемская средняя общеобразовательная школа Первомайского района Нижегородской области | Горбунова Любовь Михайловна |