В нашей шоле в 1-11 классах были проведены мероприятия, направленные для формирования навыков безопасного поведения обучающихся в сети Интернет.  

Формы работы с учащимися при проведении урока интернет безопасности были самыми разнообразными и  главное, что они были увлекательными и эффективными, способствовали формированию навыков информационной безопасности, соответствовали возрасту учеников.

В 1-4 классах это был урок-сказка «Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет».

Для учащихся 5-7 классов был организован урок-беседа «10 правил безопасности в интернете».

В 8-9 классах было организовано занятие «Киберугрозы современности: главные правила их распознавания и предотвращения». Урок проходил в виде семинара.

Для учащихся старших классов был проведен урок с использованием кейс-технологии  «Новый смартфон для отца».

Детям всех возрастов был порекомендован Международный квест «Сетевичок». Сайт конкурса: сетевичок.рф.

 

В рамках урока «Интернет-безопасность»  учителя начальных классов ознакомили обучающихся: с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи; как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), мобильной (сотовой) связи, как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет; как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывания в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.

Детям были продемонстрированы возможности детских поисковых систем http://kids.quintura.ru , http://agakids.ru  и детского браузера http://www.gogul.tv , а также детские социальные сети: http://cyberpapa.ru/ , http://interneshka.net/, http://kinderonline.ru/detskiy_portal.html, http://1dnevnik.ru/, http://www.detkino.ru.

В среднем звене урок проходил в виде семинара, на котором проходило обсуждение правил предотвращения киберугроз, встречающихся при работе в Интернете, в результате была составлена листовка «Правила защиты от киберугроз».

Большое значение для эффективности урока Интернет-безопасности имеет не только содержание, но и форма его проведения.  Поэтому для детей младшего школьного возраста был организован урок-сказка, в среднем звене – семинар.

Для учащихся 5-7 классов был проведен урок-беседа «10 правил безопасности в интернете». В начале урока учащимся рекомендуется показать видео, где объясняются основные правила безопасности в интернете. После чего дети самостоятельно смогли сформулировать 10 основных правил безопасной работы в интернете и оформили это все в виде плаката.

 

В старших классах обучающихся познакомили с международными стандартами в области информационной безопасности, которые отражены в российском законодательстве, обратили внимание обучающихся на классификацию вредоносных информационных ресурсов: информация, причиняющая вред здоровью и развитию детей; информация, запрещенная для распространения среди детей; информация, ограниченная для распространения среди детей определенных возрастных категорий. На уроке так же были затронуты следующие аспекты: перечень рисков, подстерегающих ребенка в сети Интернет; рекомендации по грамотному использованию электронной почты; технологии безопасного общения в средах мгновенного обмена сообщениями. Были даны советы обучающимся: инструкции по безопасному общению в чатах; советы по профилактике и преодолению Интернет- зависимости; общие правила по безопасности детей в сети Интернет. Также обсуждались следующие объекты, являющиеся опасными в Интернете: нежелательные программы;  защита личных данных; мошенничество; виртуальные «друзья»; пиратство; on-line-игры; этика; критический подход к информации.

 

БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ

Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу. С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста.Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу. С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста.

Для решения вопросов безопасности Интернета в нашей школе организован технический контроль, ведется профилактическая работа с обучающими и их родителями, доступны информационные ресурсы для всех участников образовательного процесса.

Технический контроль. Чтобы ограничить доступ учащихся к информации, которая может оказать на них негативное воздействие, в школе установлена специальная система контент-фильтрации Ростелеком, исключающая доступ к такой информации. Программой блокируется доступ к сайтам, содержащим материалы, которые определены как опасные. С помощью технологии фильтров и блокировки можно ограничить список собеседников, с которыми дети общаются через Интернет. Тем не менее, нет компьютерных программ, способных полностью защитить ребенка от доступа к нежелательной информации.

Антивирусный пакет компании «Касперский», установленный на все компьютеры,также позволяет ограничить доступ юных пользователей Интернета к нежелательному контенту и обеспечить безопасность школьной компьютерной сети.

Обе программы позволяют организовать доступ в Интернет по «черным» и «белым» спискам.

Профилактическая работа с обучающимися. Работа с учащимися с учетом их возрастных особенностей. В начальной школе – в виде сказок, игр. В средней школе – в виде бесед, ролевых игр,  тренингов. В старшей школе – в виде проектов,  конкурсах.

В школе проводится День безопасного Интернета. Программа,посвященная этому дню, включает в себя ряд мероприятий, направленных на обучение учителей, родителей и детей правилам безопасного пользования Интернетом. Это классные часы по теме «Безопасность в сети Интернет»; выпускаются листовки с памятками для учащихся «Безопасность в Интернете» и т.д.

Профилактическая работа с родителями. Формы работы с родителями различны – родительские собрания, индивидуальные беседы, лекции. Родители должны понимать, что никто так сильно не отвечает за безопасность детей в Интернете, как сами родители. Только они могут полностью контролировать своих детей.

Информационный ресурс. Для достижения положительных результатов необходимо проводить комплексную работу семьи школы. Именно преподаватели и родители смогут предостеречь детей от возможных опасностей и ошибок. Существует ряд сайтов, посвященных безопасности детей в Интернете: www.saferunet.ru, www.detionline.org, www.interneshka.net, ресурсы которых оказывают огромную помощь, как взрослым, так и детям. Также информация для родителей и детей по безопасной работе в Интернет размещена на официальном сайте школы и в классных уголках.

 

Для младших школьников

Вы должны это знать:

1. Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.

2. Прежде чем начать дружить с кем-то в Интернете, спросите у родителей, как безопасно общаться.

3. Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям. Где вы живете, в какой школе учитесь, номер телефона должны знать только ваши друзья и семья.

4. Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не нужно, чтобы незнакомые люди видели фотографии Ваши, Ваших друзей или Вашей семьи.

5. Не встречайтесь без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.

6.  Общаясь в Интернете, будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов, читать грубости так же неприятно, как и слышать. Вы можете нечаянно обидеть человека.

7.  Если вас кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажите родителям.

Для школьников средних классов

Вы должны это знать:

1. При регистрации на сайтах старайтесь не указывать личную информацию, т.к. она может быть доступна незнакомым людям. Также не рекомендуется размещать свою фотографию, давая тем самым представление о том, как вы выглядите, посторонним людям.

2. Используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор, т.к. он может быть записан.

3.  Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Если вы получили такое письмо, не отвечайте на него. В случае, если Вы ответите на подобное письмо, отправитель будет знать, что вы пользуетесь своим электронным почтовым ящиком и будет продолжать посылать вам спам.

4.  Если вам пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.

5.  Если вам приходят письма с неприятным и оскорбляющим вас содержанием, если кто-то ведет себя в вашем отношении неподобающим образом, сообщите об этом.

6.   Если вас кто-то расстроил или обидел, расскажите все взрослому.

Для школьников старших классов

Вы должны это знать:

1. Нежелательно размещать персональную информацию в Интернете.

2. Персональная информация — это номер вашего мобильного телефона, адрес электронной почты, домашний адрес и фотографии вас, вашей семьи или друзей.

3. Если вы публикуете фото или видео в Интернете — каждый может посмотреть их.

4. Не отвечайте на Спам (нежелательную электронную почту).

5. Не открывайте файлы, которые прислали неизвестные Вам люди. Вы не можете знать, что на самом деле содержат эти файлы – в них могут быть вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.

6. Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт лист в IM (ICQ, MSN messenger и т.д.)

7. Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают.

8. Если рядом с вами нет родственников, не встречайтесь в реальной жизни с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. Если ваш виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к вашей заботе о собственной безопасности!

9. Никогда не поздно рассказать взрослым, если вас кто-то обидел.

Для родителей

  Чтобы помочь своим детям, Вы должны это знать:

Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации.

Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в Интернете.

Попросите их научить Вас пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее.

Помогите своим детям понять, что они не должны предоставлять никому информацию о себе в Интернете — номер мобильно телефона, домашний адрес, название/номер школы, а также показывать фотографии свои и семьи. Ведь любой человек в Интернете может это увидеть.

Если Ваш ребенок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему, чтобы он не верил написанному в письмах  и ни в коем случае не отвечал на них.

Объясните детям, что нельзя открывайте файлы, присланные от неизвестных Вам людей. Эти файлы могут содержать вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.

Помогите ребенку понять, что некоторые люди в Интернете могут говорить не правду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны встречаться с сетевыми друзьями в реальной жизни самостоятельно без взрослых.

Постоянно общайтесь со своими детьми. Никогда не поздно рассказать ребенку, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете.

Научите своих детей как реагировать, в случае, если их кто-то обидел или они получили/натолкнулись на агрессивный контент в Интернете,  так же расскажите куда в подобном случае они могут обратится.

Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации.

Правила пользованием Интернетом