Во исполнение поручения Президента РФ от 2 августа 2009 года №Пр-2009, письма министерства образования и науки РФ от 24.10.2011 № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного курса ОРКСЭ» с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации вводится учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из 6 модулей:
Основы мировых религиозных культур
Основы православной культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской культуры Основы исламской культуры
Основы светской этики
«Основы православной культуры»
Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви разработан буклет "Православная культура в светской школе". В буклете представлены ответы на актуальные вопросы по введению курса "Основы религиозных культур и светской этики" в школы России
Для чего нужно изучать основы православной культуры?
Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что Православие сыграло ключевую роль в станов-лении российской государственности. Понять отечественную историю, литературу и искусство, все то, чем жили наши предки и то, что отличает современную Россию от других стран, можно только в контексте православной духовной традиции.
Что такое курс «Основы религиозных культур и этики»?
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает шесть учебных предметов (модулей). Четыре из них посвящены древнейшим духовным традициям: христианству, исламу, буддизму и иудаизму. Два предмета – атеистические (безрелигиозные): светская этика и религиоведение. Выбор предмета – законное право родителей.
Кто и когда принял решение о начале эксперимента? Президент России Д. А Медведев на встрече со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами других российских религиозных организаций 21 июля 2009 года принял решение о начале преподавания в школе дисциплин духовно-нравственного содержания. В настоящее время апробация этого курса проводится в 21-м регионе России.
Не станет ли изучение различных религиозных культур по выбору поводом для конфликтов среди детей?
В мире есть много религий, и люди разных взглядов и убеждений живут вместе. Рано или поздно дети начинают это осознавать. Важно, чтобы в этот момент рядом оказался мудрый учитель, способный понимать себя и других. Человек, знающий и любящий родную культуру, с уважением будет относиться к традициям других народов. По данным социологических опросов в школах, где преподаются основы православной культуры, отмечается улучшение взаимопонимания в среде учащихся, родителей и педагогов.
Что значит свобода выбора предмета по религиозной культуре и этике? Именно родители выбирают тот или иной предмет по религиозной культуре. Рекомендации и советы учителя или директора школы конечно важны, но они не имеют решающего значения. Кому, как не родителям, необходимо знать о законном праве ребенка на образование, и помочь ему сделать правильный выбор.
Каким должен быть учитель православной культуры?
Чтобы преподавать «Основы православной культуры», учитель должен иметь к этому призвание. Главное свидетельство такого призвания - любовь к православной культуре и к детям. Атеист или человек равнодушный не сможет привить уважение и любовь к религиозной традиции. Это может сделать только педагог, имеющий опыт непосредственного, живого общения с Богом и людьми, принадлежащими к той же культуре.
Почему ОПК?
Выбор «Основ православной культуры» обусловлен значением православного христианства для формирования российской государственности и культуры. Даже люди, далекие от Церкви, но искренне стремящиеся к тому, чтобы знать и понимать родную историю, должны иметь представление о Православии. Изучение основ православной культуры — это начало приобщения ребёнка к нравственным и культурным ценностям, хранимым Русской Православной Церковью. ОПК открывает ребенку мир Православия – мир бесконечный, добрый и мудрый.
Как помочь детям в изучении ОПК?
Экскурсии по храмам и монастырям, поездки в древние русские города, посещение музеев, концертов духовной музыки – все это не противоречит светскому характеру образования и может быть полезно для всех участников образовательного процесса. Много интересного могут рассказать ребятам и православные священнослужители.
Можно ли поменять предмет по религиозной культуре в процессе обучения?
Часто бывает, что родители сначала выбирают для ребенка предмет «Основы светской этики», а через какое-то время понимают, что интереснее и полезнее было бы изучать ОПК. В этом случае смену предмета обязана обеспечить школа. Родителям нужно заблаговременно подать письменное заявление о своем намерении директору школы и, если необходимо, обратиться за помощью и информацией к представителям епархии.
Каковы перспективы преподавания ОПК в светской школе?
Сейчас, в процессе апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», формируются основы соработничества школы, Церкви и родительского сообщества в воспитании детей. Один из первых результатов этого процесса – в обязательную часть учебных планов начального и основного общего образования включена новая предметная область - «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в составе которой и будут преподаваться «Основы православной культуры» после завершения апробации курса ОРСКЭ в 2012 году.
Православная педагогическая общественность и Русская Православная Церковь выражают согласное убеждение в том, что в перспективе ОПК надо преподавать во всех классах средней школы – с первого по одиннадцатый.
© Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. 127051, г.Москва, ул.Петровка 28/2 Тел.: +7 495 650-13-10 begin_of_the_skype_highlighting +7 495 650-13-10 end_of_the_skype_highlighting Web: http://otdelro.ru http://media.otdelro.ru
Более подробно с данным учебным курсом можно познакомиться на сайте ОРКСЭ
Основы православной культуры Полный текст учебника
Читать.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / Данилюк А.Я Читать.
Входное анкетирование родителей обучающихся 3-х классов по введению ОРКСЭ, проведенное в школе в феврале 2017 года.
|
Мнение родителей по 4 вопросу:
· расширение кругозора в сфере культуры; · воспитание патриотизма, гуманизма; · воспитание доброго отношения к окружающим; · развитие духовного мира ребёнка; · уверует, если и в школе будет слышать о православии, а не только в семье; · полезный предмет; · даст понимание моральных и нравственных сторон жизни; · станет добрее, уважительнее к людям; · даст основы духовной жизни, положительных эмоций; · надеюсь, что будет со мной ходить в церковь; · ознакомится ребёнок с основами православия; · ведёт к воспитанию послушной рабсилы, необразованной и богобоязненной (1 выск.) · ничего (6 выск.)
Нормативно-правовое обеспечение: Документы Федерального уровня Документы Регионального уровня Документы Муниципального уровня
|